"Шаг по лестнице вверх, или
"Как издать свою книгу..."
Неважно кто вы по образованию, по профессии и вероисповеданию, неважно, сколько вам лет и где вы живёте, важно лишь то, что у вас внутри, в сердце, душе и важно то, что вы хотите этим поделиться с другими. Сложно молчать и копить в себе эмоции, невысказанные проблемы, фантазии и мечты, именно поэтому рождаются первые строчки первой рукописи, которая день ото дня обрастает новыми героями, сюжетными линиями и мелкими, но такими существенными деталями, которые делают ваше произведение именно вашим. И вот свеженькие исписанные или отпечатанные листы аккуратной стопкой лежат на столе. Чувство гордости и неописуемого восторга захватывает вас с головой. «Я смогла(смог)!» - восклицаете и глаза наполняются счастьем и … страхом. «А что дальше?», «Показать ли своё произведение родным, а может быть рискнуть и стоит показать его профессионалам?» От этой мысли становится ещё страшнее. Вы прижимаете рукопись к груди и слышите надрывный громкий стук, это нерешительность стучится в ваш организм и советует ничего не предпринимать. Однако давайте разберёмся во всех этих вопросах поподробнее. Столько трудов, бессонных ночей, чашек выпитого кофе и потраченных часов, неужели просто так? Неужели вы никогда не захотите вдохнуть жизнь в ваше произведение? Не верю! Где-то в глубине в вас теплится надежда в светлое будущее первой книги. Давайте откинем ложную стыдливость и попробуем понять, с чего стоит начать, как подойти к этому вопросу и с какой стороны. Чтобы как-то сориентировать вас в потоке нужной и полезной информации я решила поговорить с Перфиловой Н. А., автором двадцати двух детективных и криминальных романов на русском языке, Членом Международного Союза литераторов и журналистов APIA:
1. Наталья, с чего началась Ваша писательская деятельность? Первая книга? Как родился её сюжет? Кто были прототипами Ваших героев?
Сюжет моей самой первой книги родился с подачи «Экспресс-газеты». В одном из номеров читателям предложили конкурс : кто придумает лучшее продолжение коротенькой литературной зарисовки . Я уже точно не помню, что там было конкретно, но это дало толчок воображению. В конкурсе участвовать я не собиралась, даже не знаю, состоялся ли он и чем закончился. Мне просто было любопытно, что же на самом деле там могло произойти дальше. Так родился сюжет моего первого романа - «Плохие парни любить умеют». Я придумывала главу за главой, история обрастала второстепенными героями, забавными ситуациями. Потом я решила всё это перенести на бумагу. Свою первую книгу я писала ручкой в большой общей тетради. Потом набрала текст в компьютере.
2. Кто стал самым первым Вашим читателем? Как родилась идея показать рукопись профессионалам в издательстве?
Читателей у моей первой рукописи было очень мало. Я писала для себя. Чисто для развлечения. Показывала отрывки сыну, потом, когда рукопись была закончена – сестре. Вот и все читатели. Мысли о том, что моя история может иметь какую-то литературную ценность, честно сказать, даже не возникало. Но мне понравился процесс и, закончив первую рукопись, я почти сразу взялась за вторую. В какой момент родилась идея послать свою работу на суд профессионалов, я даже не помню. Просто однажды я взяла с полки несколько книг, которые читала в последнее время, посмотрела на последних страницах информацию об издательствах их выпустивших. Потом позвонила по указанным там телефонам, объяснила секретарю, что конкретно меня интересует. Везде отнеслись очень вежливо и внимательно, выслушали, соединили с людьми, занимающимися непосредственно выпуском отечественного детектива. А дальше уже пошло очень быстро и плодотворно. Я втянулась , каждый день открывая для себя что-то новое. Каждый новый шаг был по-своему интересен, потому что до этого я совершенно не представляла, каков он, процесс книгоиздания, изнутри.
3. Какие чувства Вы испытали, когда получили положительный ответ от издателя?
Свою первую рукопись я отправила сразу в четыре издательства. Первый ответ, от издательства «Олма-пресс», пришел достаточно быстро. Буквально в течении двух-трех дней. Мою рукопись одобрили и даже обещали включить через несколько месяцев в издательский план, если я быстро напишу еще два детектива. Связываться с автором одной книги издательствам в принципе не интересно.
Такого я никак не ожидала! Само собой, была на седьмом небе от счастья. Ну и сразу же засела за работу. Через полтора месяца в моем активе было уже три детектива. Хоть рабочие отношения с издательством «Олма» по ряду технических причин у нас так и не сложились, я очень благодарна редактору Андрею Денисову, который помог мне поверить в себя и поддержал веру в собственный силы. Это был первый человек, который на полном серьезе назвал меня Писателем.
4. Стоит ли сдаваться после первой неудачи, оставить творчество и заняться чем-то новым?
Отказ издательства сотрудничать ни в коей мере не означает отсутствие у автора таланта. Часто все зависит не от качества рукописи, а от формата. Книга не подходит по жанру, не вписывается в существующие серии и т.п. Ну, и не надо само собой забывать, что читает Вашу рукопись редактор, то есть живой человек со своими вкусами, пристрастиями, антипатиями и своим собственным понятием , что хорошо, а что не очень. Поэтому я бы советовала начинающему автору отправлять свою рукопись сразу в несколько издательств одновременно.
5. Бывает ли так, что автора «кидает» издательство и попросту ворует рукопись?
Случаев воровства рукописей не припомню. Ни со мной такого пока не случалось, ни с авторами, с которыми я дружу и общаюсь. Думаю, это очень маловероятно. Издательству гораздо проще и выгоднее купить у начинающего автора права за небольшие деньги, чем подставлять себя под удар.
А вот по поводу «кидает» сказать сложно. Во-первых, не очень ясно, что понимать под этим? Бывает, что отношения «издатель-автор» складываются не самым благоприятным образом. Например, с автором могут подписать договор на несколько лет, а книгу так и не издать. При этом автор само собой уже не может послать ту же рукопись в другое издательство, так как документы подписаны.
Нюансы бывают всякие. Поэтому я советую начинающим авторам прежде, чем подписывать договор с издательством, внимательно с ним ознакомиться, а возможно даже посоветоваться с юристом.
6. Писатель – это талант от Бога, упорный труд или заслуги литературных институтов?
Очень много спорят о том, нужно ли писателю литературное образование. Я скажу так: каждый идет своим путем. Например, Шолохов, Бунин , Пастернак филологического образования не имели, что не помешало им стать Нобелевскими лауреатами в области литературы.
А вот что касается таланта и упорного труда, это необходимые условия для успешного движения вперед в любой профессии, а уж в творческой особенно.
7. Вы много добились, у Вас издано более двух десятков книг. Поделитесь с новичками, с теми, кто только пробирается к заветной первой ступени – изданию собственной рукописи. С какими трудностями придётся столкнуться и как с ними справляться?
Еще раз повторю, у каждого свой путь и свои трудности. Самое главное, быть открытым для сотрудничества и прислушиваться к мнению профессионалов, от которых зависит процесс издания. Нужно сразу понять, что никто не хочет сделать Вашу рукопись хуже. Все изменения, доработки, которые предлагаются, призваны улучшить Вашу будущую книгу и увеличить ее привлекательность и конкурентоспособность на очень сложном, затоваренном современном книжном рынке.
8. Какой жанр сейчас популярнее всего: фэнтези, детективы, романы, приключения? Как влиться в «нужную струю» и не прогадать? А если влиться, то как удержаться на плаву?
Какой жанр сейчас популярнее всего , не скажу. По-моему, у каждого есть свой обширный круг читателей.
Влиться в «нужную струю» - это самое сложное. Чтобы попасть в нужное место в нужный момент, требуется определенная удача. Но только везением тут не обойтись. Нельзя пускать процесс на самотек. Нужно внимательно и ответственно относиться к деталям. Прежде, чем отправлять рукопись в издательство, обязательно изучите информацию на сайте издательства. Потом свяжитесь с редакцией, узнайте требования по жанру, по оформлению текста, уточните адреса, по которым собираетесь посылать рукопись, согласуйте сроки, фамилию и способы связи с редактором, которому передадут Вашу рукопись.
Очень обидно, если издательство откажет Вам не потому, что рукопись не подходит, а лишь по причине неправильно написанного синопсиса или недостаточного объема.
9. Что бы Вы хотели пожелать начинающим авторам в будущем?
Начинающим авторам я бы пожелала вдохновения и удачи! Ну и еще немножечко тепения.
Идите к издателям, несите свои рукописи! Если талант есть, рано или поздно вы найдете своего издателя. У вас будет своя собственная судьба и свое собственное будущее в литературе.
Может быть, будет не сразу и не просто, но пробовать надо! Под лежачий камень вода не течет. В издательствах сидят серьезные люди, заинтересованные в новых талантливых авторах.
Вы нужны издателю так же , как и он нужен вам!
Наталья Перфилова заняла своё место на литературном Олимпе, потому что не испугалась, потому что поняла - стоит пробовать, стоит начать и поверить в свои силы. Я знаю, есть люди, которые пишут "в стол" стихи, прозу, складывают листочки, исписанные мелким или крупным почерком, аккуратно в ящик или папку, чтобы потом через какое-то время со вздохом перечитать. Стоит ли горевать над неосуществлённой мечтой, может быть пришло время перетряхнуть закрома и выудить на свет ваши задумки, самые заветные фантазии, а главное поверить в себя, в своё будущее, связанное с литературой и пером. Поверьте мне, если глубоко внутри сидит потребность выразиться через слово, выплеснуться и раскрыться, вам не удастся этого избежать. Обидно, если творческий порыв будет раздавлен глупым стыдом и неуверенностью, обидно, если ваш герой из книги никогда не заговорит теми словами, которые вы ему дали и горько, если талант попросту уйдёт в небытиё, потому что кто-то когда-то вам не подсказал и не рассказал самых элементарных вещей - издательство - это не продажный мир, где из вас за издание рукописи качают деньги, издательство - это удивительно интересный мир, пусть сложный, но способный своему автору заплатить гонорар сам и оценить его по достоинству. Ищите своё издательство, верьте в свое будущее, а главное верьте в себя и себе.
Беседовала Мария Снегирева.
|